Подождите
идет загрузка
Москва и М.О.
Регионы России
115114, Москва,
ул. Летниковская, 5
Время работы:
пн-сб с 9:00 до 21:00
вс с 9:00 до 18:00
Санкт-Петербург
spb@cinofarm.ru
196084, Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала, 92
Время работы:
Ежедневно с 9:30 до 20:30

Статьи о китайской народной медицине и травах

В этом разделе вы найдете статьи по китайской медицине. Популярные статьи помогут понять, что такое китайская медицина, ее возможности и базовые термины, вы сможете говорить с доктором на одном языке и со знанием дела следовать его рекомендациям. Специальные статьи по китайской медицине расширяют кругозор практикующего врача, повышают его профессиональный уровень.

Доказательная реконструкция медицинской системы Кампо. Часть II: Понятие «Сё»

Серия лекций

Доказательная реконструкция медицинской системы Кампо. Часть II: Понятие «Сё»

Кацутоси Тэрасава

Университет медицины и фармакологии, Тояма, Япония


Введение

В этой лекции я хотел бы сконцентрироваться на понятии «», представляющимся мне центральным понятием Кампо. Это слово приблизительно переводится как, например, симптомы, признаки или доказательства, и я постараюсь более подробно разъяснить его суть во второй части данной статьи (правда, не давая определения). Помимо моей уверенности в том, что опора на является одной из наиболее важных характеристик Кампо, существует ещё несколько причин, в силу которых я стараюсь представить практику Кампо с этой стороны.

Во-первых, у многих западных учёных и врачей сразу же пропадает желание знакомиться с этой системой, если им говорят, что в традиционную китайскую медицину (ТКМ) или Кампо невозможно вникнуть без подробнейшего знания таких базовых понятий, как Инь и Ян, пять элементов, пять органов, Ци и т.д. и что парадигма ТКМ в корне отличается от современной западной медицины, поэтому нужно сменить саму парадигму, иначе попытки работать с любыми средствами Кампо или ТКМ обречены на провал. В некотором смысле это правда, и для западных врачей попытки применения любых формул Кампо или ТКМ вне контекста когнитивной парадигмы Кампо крайне рискованны. Однако подчёркивание первостепенной важности парадигмы может только отпугнуть тех, кто искренне хочет познакомиться с богатым опытом ТКМ или Кампо. Поэтому мне представляется более продуктивным сначала сконцентрироваться на центральной медицинской концепции Кампо, не углубляясь в её парадигму, философскую основу или саму систему.

Во-вторых, я должен подчеркнуть, что ТКМ и Кампо не являются монолитной идеологической системой. Обе они представляют собой разветвлённые системы медицинской практики и мысли, развивавшиеся в течение тысячелетий. Поэтому у самих систем довольно много вариаций. В ТКМ и Кампо существует много школ, и диспуты между ними – это скорее правило, а не исключение. Базовые понятия, такие как Инь-Ю (кит. Инь-Ян) или Ки (кит. Ци) неизменно присутствуют в системе всех школ, но, как правило, встречаются некоторые различия в трактовках даже таких центральных понятий, как Инь и Ян. К тому же разные школы по-разному оценивают значимость более второстепенных понятий. В первой статье этого цикла я указывал на то, что Кампо может рассматриваться как более упрощённая и практическая версия ТКМ. Другими словами, Кампо – это школа, или важный вариант ТКМ. В этой статье я говорил, что Кампо в её современном виде восходит к возрождению 18 века и школе Кохо (древних формул) в варианте, например, Ямаваки и Ёсимасу. К возможному удивлению западных читателей, Ёсимасу даже предположил, что сама концепция Инь и Ян неважна, и подчёркивал допустимость любых средств вне зависимости от их философской основы до тех пор, пока они эффективны. Стоит сразу же заметить, что эти идеи не стали основой японской медицинской системы, но нельзя отрицать, что Кампо придаёт меньшее значение своей философской или идеологической базе, чем классическая ТКМ. Поэтому на вопрос стороннего человека о центральном понятии, на котором сходятся все японские практики Кампо, я бы ответил: «Сё».

В-третьих, очень интересно осветить понятие Сё в журнале «Доказательная комплиментарная и альтернативная медицина», потому что значение китайского иероглифа, обозначающего Сё, на русском языке может быть передано как «доказательство». Интересно также, что то же самое слово могло передаваться и другим древнекитайским иероглифом, значение которого, в свою очередь, передаётся по-русски как «симптом». Таким образом, значение термина «Сё», в отличие от «Инь-Ян» или «Ки», интересно с медицинской точки зрения и любопытно для любого западного учёного или врача, желающего получить медицинские сведения по Кампо или ТКМ.

И, наконец, существует предельно практическая причина, связанная с ситуацией вокруг Кампо в Японии, точнее, с политикой правительства по вопросам рецептурных препаратов. Врач в Японии не имеет возможности применять диагностику ТКМ в терминах трёх субстанций и восьми категорий, если он хочет, чтобы его рецепты Кампо покрывались системой государственного социального страхования. Для включения в систему государственного социального страхования рецепт Кампо должен выдаваться против болезни, названной в терминологии современной западной медицины, например, гастрита или атопичной экземы. Для практиков, строго придерживающихся системы ТКМ, подобное непризнание их диагностических выкладок в качестве официальных или научных медицинских категорий было бы жесточайшим оскорблением. У японских врачей в наши дни принято при рекомендации формулы Кампо говорить, что состояние пациента требует этой формулы. В Кампо давно существовала возможность прописывать определённую формулу, потому что состояние пациента подпадает под её Сё, но сейчас эта тенденция более ярко выражена. Например, можно просто сказать, что пациент находится в состоянии Риккунси-То-Сё, вне зависимости от его или её диагноза в терминах современной западной медицины. Ниже я объясню подробнее, что эта ситуация проистекает из самого устройства системы Кампо, в которой любые симптомы (Сё) могут служить доказательством (опять-таки Сё) для необходимости той или иной формулы и часто называются «Сё той или иной формулы». Поскольку в Японии лекарства, покрываемые системой государственного социального страхования, могут прописывать только врачи с западным медицинским образованием, существует тенденция применения формул Кампо без особого внимания к интерпретации симптомов с точки зрения ТКМ. Поэтому я думаю, что основное направление Кампо ориентировано на Сё, то есть оно опирается не столько на точную интерпретацию состояния больного на основе базовых понятий ТКМ, сколько на прямой практический эффект самой формулы.


Краткий перечень основных положений и понятий Кампо

Объяснив, что в данный момент я не склонен углубляться в детали парадигмы или философские аспекты Кампо или ТКМ, я хотел бы представить читателям базовые положения и понятия Кампо. Я не претендую на полноту или строгую точность; всё, что я хотел бы сделать – это рассмотреть медицинскую систему Кампо с точки зрения заинтересованного и не враждебного стороннего наблюдателя, с большой вероятностью живущего на Западе.


Интуитивный и качественный подход к каждому отдельному пациенту, Си-Син (четыре метода диагностики), или как работать с Сё

Один из способов понять Кампо – представить себе, что Вы врач и перед Вами пациент в состоянии агонии, но Вы лишены любых современных технических средств, от стетоскопа до МРТ. Вам доступен только физический осмотр, но без стетоскопа, термометра или тонометра. Всё, что Вы можете сделать – расспросить пациента и провести осмотр на старинный манер. Врачи Кампо в древние времена питали отвращение к физическим вмешательствам в организм пациента, поэтому анализ типа биопсии или эндоскопии невозможен. Поэтому Вам остаются только четыре действия: 1) визуальное наблюдение, 2) прослушивание звуков, издаваемых пациентом, 3) прощупывание и 4) опрос пациента. В ТКМ и Кампо это называется Си-Син, что может переводиться как «четыре диагностических подхода». Конечно, у некоторых из них до сих пор остались параллели в современной западной медицине, например, осмотр и прощупывание. Однако современному врачу трудно представить себе ситуацию, при которой ему доступны только эти четыре метода. Полученная информация будет в основном качественного характера. К тому же это не аналитическая информация, то есть точная анатомическая или биохимическая основа любого физиологического процесса была неизвестна древним практикам Кампо.

Трудно охарактеризовать результаты такого подхода, но можно сказать, что врачи, работавшие до эпохи высоких технологий, концентрировались только на непосредственно наблюдаемых фактах. Пациент рассматривался не как совокупность разносторонних количественных параметров, а как целостное единство тела и разума. Стадии его/её болезни рассматриваются как постоянно меняющийся процесс, а не совокупность численной информации. Подобный интуитивный, феноменологический подход к диагностике явно не позволяет углубиться в процессы, происходящие на клеточном или молекулярном уровне, во всяком случае, не позволяет их аналитического рассмотрения. Однако он очень эффективен для оценки общего состояния пациента. Ситуацию можно сравнить с древними и современными методами прогноза погоды. Конечно, современная метеорология, основанная в первую очередь на анализе количественных данных, передаваемых спутниками, обладает огромными возможностями; но полагать, что люди древних времён не умели предсказывать погоду, было бы большой ошибкой. Накопленный ими тысячелетний опыт позволял им интуитивно предсказывать изменения погоды при помощи внимательного наблюдения за движением облаков, переменой ветра, а также малозаметными изменениями температуры и влажности. Таким же образом практики Кампо обращали особое внимание на небольшие изменения пульса или тактильных ощущений при прощупывании брюшной полости каждого отдельного пациента. В итоге они получали совокупность феноменальных, интуитивных и качественных признаков, или проявлений, болезни этого пациента, так же, как и древние предсказатели погоды определяли признаки дождя по облакам и ветру. Одно из значений термина «Сё» - «признаки»; таким образом, «Сё» - это первые результаты диагностики, основанной исключительно на осмотре.


Основные категории патологических состояний и субстанций как иллюстрация понятия «Сё» в Кампо

ТКМ и Кампо разработали систему характеристик для категоризации либо объяснения Сё. Как я уже говорил, для представителей западных культур, желающих понять ТКМ или Кампо, это иногда представляет собой гигантский камень преткновения или, наоборот, причину мистического очарования. Стоит помнить, что фактическая основа Кампо или ТКМ ровно такова, как описано выше: непосредственно наблюдаемые факты, интуиция и качественные показатели. Эта система покажется современному западному наблюдателю менее странной (или мистической), если он подумает об опыте, на котором она основана.

Поскольку диагностика Кампо во многом интуитивна, попытки описать её системообразующие концепции словами крайне опасны. Также ввести в заблуждение могут попытки перевода этих слов на другой язык, в данном случае, на русский. Поэтому, несмотря на то, что в этом разделе я хотел бы дать краткие пояснения по основным системообразующим концепциям Кампо, из которых исходят Сё, не стоит понимать их как строгие определения в традиционном понимании западной философии. Я бы скорее сказал, что они представляют собой всего лишь ориентиры для понимания, поэтому любому желающему действительно вникнуть в суть этих концепций стоило бы выучиться им у мастеров Кампо с помощью реальной клинической практики.

Думаю, представителям западных культур стоит знать, что в Кампо четыре (три) важнейших дихотомических категории и три субстанции, с помощью которых определяются симптомы - Сё. Три дихотомии – это Инь-Ю (Инь-Ян), Кё-Дзицу и Нэцу-Кан. Приблизительно они переводятся как «положительный-отрицательный», «пустой-полный» и «горячий-холодный». Существуют некоторые другие топологические категории, например, Хю-Ри (Наружный-Внутренний, или открытый-скрытый), но в этой лекции я не буду рассказывать о них.


Категории патологических состояний: Инь-Ю (Инь-Ян), Дзицу-Кё и Кан-Нэцу

А. Инь Сё – Ю Сё

Это самая знаменитая концепция не только в Кампо или ТКМ, но и в китайской философии в целом. Вероятно, эта концепция в древнем Китае произошла из дихотомии «светлый-тёмный», но она может означать такие разные парные концепции, как «положительный-отрицательный», «выпуклый-вогнутый», «активный-пассивный», «мужской-женский», «плюс-минус» и т.д. По отношению к медицине это значит, что в случае, если ответные реакции организма пациента на его болезнь включают в себя лихорадку, активность или возбуждение, он в состоянии Ю-Сё (ЯН). Напротив, если пациент реагирует снижением температуры, вялостью или замедленностью процессов в организме, то он в состоянии Инь-Сё (ИНЬ).

Б. Дзицу-Сё – Кё-Сё

Эта дихотомия довольно абстрактна и может переводиться как «реальное-нереальное», но, вероятно, она основана на интуитивном противопоставлении полного и пустого либо сильного и слабого. Таким образом, если ответные реакции организма на болезнь сильны или подразумевают полную активность всех систем, пациент в состоянии Дзицу-Сё (ПОЛНОТА), а если они слабые или сниженные, говорят, что пациент в состоянии Кё-Сё (ПУСТОТА).

В. Нэцу-Сё – Кан-Сё

Это, вероятно, самая определённая дихотомия, выведенная из опыта лечения лихорадочных заболеваний в древние эпохи. Так, если ответные реакции пациента на болезнь подразумевают повышение температуры, говорят, что пациент в состоянии Нэцу-Сё (ЖАР), а если снижение температуры, то Кан-Сё (ХОЛОД).


Три категории субстанций: Ки, Кэцу и Суй

В Кампо или ТКМ Сё понимают как нарушения, связанные с тремя основными жизненными субстанциями. Это Ки (ЦИ), Кэцу (КРОВЬ) и Суй (ЖИДКОСТИ). Из этих трёх многие представители западных культур, вероятно, знакомы с понятием Ки (Ци) благодаря, например, цигуну. Ки может пониматься как базовая энергия всех живых существ, особенно людей, обладающих разумом, или духом. В Кампо или ТКМ считается, что жизненные функции людей регулируются Ки. Я бы хотел подчеркнуть, что для восточноазиатского мира дихотомия между духом и телом чужда, поэтому Ки рассматривается как единая энергия духа и тела. Поэтому, несмотря на то, что, по-видимому, по-русски это понятие нельзя передать ничем, кроме слова «дух», западным читателям ни в коем случае не стоит интерпретировать его исключительно в этом качестве. Например, про человека в отличном душевном, но плохом физическом состоянии в Китае и Японии, как правило, не говорится, что состояние его Ки оптимально.

В отличие от понятия Ки (ЦИ), Кэцу (КРОВЬ) и Суй (ЖИДКОСТИ) более материальны и, возможно, гораздо сильнее напоминают привычные для западной медицины концепции, соответственно, крови и телесных жидкостей. Не имея точных знаний в области клеточной и молекулярной физиологии, древние практики ТКМ, вероятно, считали кровь и телесные жидкости основополагающими субстанциями. В современной Кампо до сих пор используются эти понятия, хотя теперь они в большей мере совпадают с современным пониманием крови и телесных жидкостей.


Некоторые примеры Сё, формулируемых через субстанции и патологические состояния

Существуют несколько основных Сё, выражаемых через указанные категории. Ниже приводится не полный список, а всего несколько примеров, чтобы помочь западному читателю понять принцип формулировки Сё.

А. Ки-Кё (ПУСТОТА ЦИ) и Кэцу-Кё (ПУСТОТА КРОВИ)

Врачи Кампо иногда рассматривают симптомы пациента как Ки-Кё (приблизительно: «пустота духа»). Это значит, что Ки пациента недостаточно сильна, чтобы поддерживать его жизненные функции. Например, то, что в западных терминах обозначается как усталость, сонливость или потеря аппетита, в терминах Кампо часто понимается как Ки-Кё. Таким же образом нехваток Кэцу, называемый Кэцу-Кё, часто выражается в бледности, головокружении или облысении.

Б. Ки-Уцу (ЗАСТОЙ ЦИ) и Ки-Гяку (ПРОТИВОТОК ЦИ)

Уцу буквально означает застой, а гяку – противодействие. Таким образом, причиной, вызвавшей определённые симптомы, иногда считается застой Ки, например, в случае депрессии, болезненной тяжести в голове или тошноты. Считается, что пациент проявляет Сё Ки-Гяку, или обратного течения Ки, в случаях усиленного сердцебиения, раздражения или приступов головной боли.

В. О-Кэцу (ЗАСТОЙ КРОВИ) и Суй-Тай (ЗАСТОЙ ЖИДКОСТЕЙ)

О-Кэцу обозначает состояние застоя крови, иногда выражающееся в варикозе нижних конечностей, телеангиэктазии и пигментации кожи. В свою очередь, Суй-Тай обозначает застой телесных жидкостей, иногда проявляющийся в таких состояниях как головокружение, водянка или опухание языка.


Анатомические представления и понятие стадий болезни

У Кампо и ТКМ своеобразное понимание анатомии (пять плотных и шесть пустых органов). Кроме того, они подразделяют болезни на шесть стадий, такие как старшая-Ян, младшая-Ян и младшая-Инь. Однако, чтобы не запутывать читателей, я бы хотел оставить объяснение этих понятий для дальнейших статей этой серии, для которых они будут необходимы.


Упрощённое описание подхода Кампо

На основе предшествовавших дискуссий я думаю, что западным читателям было бы удобно понимать подход Кампо, исходя из следующей упрощённой схемы.

Врач Кампо, в сущности, видит болезнь как отклонение от оптимального состояния равновесия. Как видно по предыдущему разделу, все четыре категории могут рассматриваться как отклонение в сторону двух крайностей: например, Инь может означать «слишком тёмный» или «слишком негативный», а Ян – «слишком светлый» или «слишком позитивный»; Кё может означать «слишком пустой», а Дзицу – «слишком полный». Основа видения Кампо и ТКМ – понимание человеческого здоровья как хорошо уравновешенного, или лишённого отклонений, состояния разума и тела.

Это хорошо уравновешенное состояние нарушается при дисбалансе трёх основных субстанций разума и тела. Например, пациент может находиться в состоянии чрезмерной пустоты духа (Ки-Кё) или чрезмерной густоты (застоя) крови (О-Кэцу).

Патологические состояния, понимаемые как отклонения или нарушения равновесия, обнаруживаются с помощью четырёх диагностических подходов (Си-Син), описанных выше. Не имея высокотехнологичных инструментов или точных сведений по анатомии, практики Кампо делали особый упор на наблюдении состояния брюшной полости и пульса. Существует много слаборазличимых показателей осмотра и прощупывания, позволяющих выделить разные Сё, но бессмысленно пытаться объяснить их на письме; изучить их можно только на практике под руководством мастеров Кампо.

Итак, я схематично описал метод рассмотрения Сё и принципа, согласно которому каждое Сё напрямую связано с той специфической формулой Кампо (Хо), что предписывается для его лечения. Эта связь, Сё-Хо (симптом-формула), характерна для медицины Кампо.


Сё как ключевое понятие Кампо

Как рассматривать понятие Сё

Надеюсь, что западные читатели, дойдя до этого раздела, получили некоторое представление о Сё. Для начала его следует понимать негативно, как понятие, отличающееся от современных наименований болезней (рак груди, туберкулёз или ревматоидный артрит). Но оно отличается и от симптомов в понимании современной западной медицины, например, гематоэмезиса или повышения температуры, поскольку симптом является феноменологическим проявлением отдельной болезни, из которой он проистекает.

Не вводя понятие отдельной болезни, древние практики Кампо и ТКМ выработали полностью феноменологическое понятие о Сё. Таким образом, понятие Сё имеет два значения и выражает как диагноз, так и указание для рецептов Кампо. Можно сказать, что Сё – это смешанное или двусмысленное понятие: тонкость в феноменологическом плане и расплывчатость неаналитического взгляда, по сути, являются двумя сторонами одной медали. Сё также является интуитивным представлением об общем состоянии пациента, достигаемым с помощью интуитивной и качественной классификации его организма в свете трёх субстанций и восьми категорий (четырёх дихотомических категорий).

В конечном счёте, классифицируя состояние пациента в терминах Сё, врачи Кампо видят его как состояние равновесия, нарушенного в сторону той или иной крайности. Растительные средства Кампо прописываются, чтобы исправить это нарушение, или помочь пациенту вернуться к тому состоянию, при котором Ки, Кэцу и Суй хорошо уравновешены в целостном единстве духа и тела. Поскольку Сё феноменологично, оно может меняться. Сё пациента может измениться за день или за несколько часов. Эта изменчивость и подвижность Сё приводит к тому, что диагноз Кампо более напоминает искусство, чем технологию. Кроме того, поскольку оно феноменологично, Сё неотделимо от каждого отдельного пациента. В западной медицине можно говорить о пациенте как о случае рака лёгкого, но нельзя говорить о пациенте как о случае, скажем, Кё-Сё. Мы рассматриваем самого пациента в состоянии Кё-Сё.

Кстати говоря, в аутентичной ТКМ, в основном основанной на неоконфуцианской идеологии Ки и Ри, что приблизительно обозначает дух и разум, довольно много внимания уделяется словесным описаниям Сё на основе не только четырёх диагностических методов, трёх субстанций и четырёх дихотомических категорий, но и метафизической концепции пяти стихий и анатомическом представлении о пяти плотных и шести пустых органах. Таким образом, возможно, понимание Сё как исключительно феноменологического и неаналитического представления не вполне корректно. Однако, как я уже говорил, в японской медицине Кампо существует тенденция понимать Сё интуитивно, практически не обращаясь к словесным формулировкам. Такое понимание имеет важные последствия для практики. В классической ТКМ врачам обычно требуется детально описать Сё-симптомы, чтобы выработать Сё-предписание (рецепт). Однако в современной японской Кампо, в отличие от классической ТКМ материкового Китая, сейчас вполне допустимо выражать Сё исключительно с помощью формул. Например, японские практики Кампо часто говорят: пациент в состоянии Риккунси-То-Сё. Это значит, что в его состоянии эффективно будет средство Риккунси-То.

Как видите, в этой парадигме диагноз полностью совмещён с формулой. В западной медицине при таком подходе можно было бы сказать, что пациент находится в состоянии, к примеру, аспирин-Сё. На первый взгляд это может показаться очень странным, но такой подход иногда имеет огромное преимущество. Действие даже такого полностью синтетического химического лекарственного средства, как аспирин, распространяется на широкий спектр болезней, диагностируемых на базе современной патофизиологии. Аспирин эффективен против широкого спектра патологических состояний, от обычной простуды и тромбоза до некоторых видов рака органов желудочно-кишечного тракта (вплоть до возможности их предотвращения). Таким образом, мы можем представить себе гипотетическую ситуацию, при которой биохимическая причина повышенной температуры, тромбоза или даже злокачественной опухоли неизвестна, но опытный врач мог бы интуитивно оценить состояние пациента как случай аспирин-Сё. Если патофизиологическая основа заболевания или даже само заболевание было бы неизвестно, на врача бы смотрели как на колдуна. Но биохимические и фармакологические исследования впоследствии бы подтвердили, что интуиция врача имела под собой прочную научную основу. Я уверен, что часть Сё и формул растительных лекарственных средств ждут удивительных открытий, касающихся их молекулярной основы. Несмотря на то, что подход Сё, совмещающий диагноз и формулу лекарства, просто был единственным практическим методом лечения в те времена, когда любая болезнь казалась сложной и непонятной, он до сих пор может быть полезен для нас при работе с патологическими состояниями, имеющими комплексное или неясное происхождение, например, с атопичным дерматитом или синдромом хронической усталости.


Множественные соответствия между Сё в Кампо и отдельными заболеваниями в западной медицине

Из вышеприведённых рассуждений явствует, что однозначного соответствия между одним Сё и одним симптомом, болезнью или формулой западной медицины не может быть в принципе. Система классификации, или парадигма в самом элементарном значении слова, абсолютно другая.

Но, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то её можно рассматривать как множественные соотношения между Сё и болезнью. Например, для любого отдельного заболевания может существовать много Сё. Например, то, что в западной терминологии классифицируется как обычная простуда, может подпадать под два разных состояния Сё, такие как Каккон-То-Сё и Мао-Буси-Сайсин-То-Сё, в зависимости в основном от проявлений Нэцу-Сё (ЖАР) или Кан-Сё (ХОЛОД) и состояния пульса. В свою очередь, многие заболевания из западной классификации в отдельных случаях могут проявляться в одних и тех же или очень похожих Сё. Например, Дай-Сай-Ко-То применялось по отношению к таким разным заболеваниям, как гастрит, синусит, гипертензия, желчекаменная болезнь и экзема.

Разумеется, такие множественные соответствия также проявляются в западной парадигме в отношениях между симптомами и болезнью, а также формулой лекарственного средства и болезнью. Но в западной парадигме любое соответствие между симптомами и болезнью предполагает анатомическую и патофизиологическую основу, а любое соответствие между формулами лекарственных средств и болезнью предполагает биохимический и фармакологический механизм в современном смысле этого слова. Поэтому соответствие можно восстановить по таким биологическим связям, по крайней мере, в принципе. Но, поскольку Сё не основаны на современной биологии, механизм, точнее, логика соответствия между Сё и отдельными заболеваниями в западной терминологии может сильно отличаться от логики соответствия между симптомами и болезнями или формулами лекарственных средств и болезнями.

Я хотел бы подчеркнуть ещё одно различие: в Кампо разум и тело нераздельны. Поэтому практически все представления о Сё включают в себя элементы, учитывающие душевное состояние. Таким образом, множественные соответствия между Сё и отдельными заболеваниями в западной терминологии всегда включают в себя важный аспект, а именно, психосоматическое взаимодействие. Поэтому, возможно, не будет слишком смелым прогноз, что концепция Сё поможет современной западной медицине перестроиться в более целостную систему врачевания тела и духа. Даже в Японии лицензированный врач не имеет права прописывать лекарство на основании того, что пациент демонстрирует, скажем, Кё-Сё. Интересно будет увидеть, не получится ли в будущем так, что западные учёные-медики проведут исследования психосоматической основы подобных Сё, в будущем введут её в медицину как легитимный научный термин, после чего он будет снова импортирован в Японию.

Ещё один важный аспект этого множественного соотношения состоит в том, что растительные средства Кампо в принципе многосоставны. Следовательно, в то время как многообразие эффектов аспирина объясняется попросту его воздействием на метаболизм простагландина, растительные средства Кампо, вероятно, могут воздействовать на Сё разных патологических состояний именно благодаря тому, что каждое из них является комплексным средством с многочисленными направлениями активности. Это также одно из основополагающих различий между современной западной медициной и Кампо.


Справочная литература

1. Тэрасава К. Доказательная реконструкция медицинской системы Кампо. Часть I: Является ли Кампо комплиментарной и альтернативной медициной? //«Доказательная комплиментарная и альтернативная медицина» 2004, вып. 1, стр. 11-16


Возврат к списку

Центр Традиционной Медицины СИНОФАРМ
Посетить наш центр
Каталог товаров и услуг