Подождите
идет загрузка
Москва и М.О.
Регионы России
115114, Москва,
ул. Летниковская, 5
Время работы:
пн-сб с 9:00 до 21:00
вс с 9:00 до 18:00
Санкт-Петербург
spb@cinofarm.ru
196084, Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала, 92
Время работы:
Ежедневно с 9:30 до 20:30

Статьи о китайской народной медицине и травах

В этом разделе вы найдете статьи по китайской медицине. Популярные статьи помогут понять, что такое китайская медицина, ее возможности и базовые термины, вы сможете говорить с доктором на одном языке и со знанием дела следовать его рекомендациям. Специальные статьи по китайской медицине расширяют кругозор практикующего врача, повышают его профессиональный уровень.

Традиционная Японская Медицина КАМПО


ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА ТРАВОЛЕЧЕНИЯ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ


Японский вариант китайской системы лечения травами известен как китайско-японская фитотерапия, или Кампо. Лечение травами пришло в Японию частично напрямую из Китая, частично из Кореи. Методы и принципы постепенно менялись, адаптируясь к духу и культуре японского народа. Это развитие привело к созданию уникальной медицинской системы, существенно влияющей на Запад. Некоторые её формулы включены в книгу не потому, что часто применяются в Китае, а потому, что считаются важными в Японии и поэтому часто используются на Западе. Мы надеемся, что это, пусть даже краткое, обсуждение истоков и развития китайско-японской системы лечения травами поможет нашим читателям.

В Корее схожий процесс развития привёл к созданию уникальной системы лечения травами с ярко выраженными корейскими особенностями. К сожалению, мы не смогли отыскать источники, благодаря которым мы могли бы начать дискуссию о корейской системе лечения травами. Надеемся исправить это упущение в дальнейших изданиях.

В традиционном траволечении современной Японии существуют два основных течения. Первое – это школа Госэй («школа позднейшего развития»), основанная на теориях «Трактата о внутреннем», включённых в китайскую систему траволечения в период с XII по XIV век и впоследствии занесённых в Японию. Второе – школа Кохо («школа древних формул»), опирающаяся в первую очередь на книгу III века Шан Хань Лунь «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом». Школа Госэй более схожа с традиционной китайской медициной, практикуемой в современном Китае, поскольку она часто прибегает к теориям пяти фаз (У-Син) и каналов. Школа Кохо же, несмотря на то, что основана на древней китайской книге, несёт больше специфических японских особенностей и отражает разрыв между медицинскими системами Японии и Китая.

Однако у двух японских школ есть несколько общих черт, отличающих их от китайской системы. Во-первых, теория упрощена, и больше внимания уделяется эмпирическому опыту практиков. Диагностике по пульсу предпочитают диагностику по состоянию брюшной полости, поскольку считается, что ей легче обучиться, что она нагляднее, точнее и не перегружена теоретическими рассуждениями. В этой системе меньше используемых средств и препаратов, чем в китайской. Это, вероятно, происходит из-за общей тенденции к упрощению, а также из-за того, что травы, многие из которых ввозятся из Китая, относительно сложно достать. Наконец, каждая отдельная субстанция вводится в формулу в дозировке, в два или в три раза меньшей, чем в Китае. Возможно, одна из причин этого различия – разная физическая конституция японцев и китайцев.

До эпохи Нара (710-793) медицинские знания во многом приходили в Японию из Кореи. Начиная с этого периода, всё больше и больше сведений стало поступать благодаря прямым контактам с Китаем. Этот приток новых знаний в эпоху Хэйян (794-898 г.) привёл к созданию труда Исинпо, обобщавшего наиболее существенные аспекты китайского медицинского знания эпох династий Суй (581-618) и Тан (618-907). В эпоху Камакура (1185-1333) в Японию стали поступать более глубокие и теоретически разработанные медицинские сведения эпохи династии Сун (960-1279), в основном через буддийских монахов. Именно в этот период китайская медицина приобрела популярность в Японии. До этого её применение ограничивалось исключительно аристократией.

Начиная с периода Муромати (1333-1573) японская медицина стала приобретать отчётливые индивидуальные черты. Санки Тасиро (1465-1537) учился в Китае и привёз с собой теории медицинских школ Цзинь-Юань, в первую очередь идеи «согревающей и тонизирующей» школы Ли Ао. Ученик Санки, Досан Манасэ, активно пропагандировал этот тип медицины и основал школу медицинской мысли, известную как «школа Госэй». Приверженцы этой школы, прекрасно знающие китайские классические труды (в первую очередь «Трактат о внутреннем» и «Трактат о нарушениях»), не просто имитировали китайские методы лечения травами, а упростили их. В употреблении осталось меньше медицинских средств, частично потому, что в Японии было доступно меньше трав, частично потому, что японцы, благодаря глубокому влиянию буддизма, крайне неодобрительно отнеслись к препаратам, в состав которых входили вещества животного происхождения. Кроме того, именно Досан Манасэ довёл развитие методики прощупывания брюшной полости до одной из основных форм диагностики. Эта школа сохранила теоретическую базу медицинской системы Цзинь-Юань, включая теории пяти фаз (У-Син) и каналов, однако при этом она предлагала практический подход и простые в применении методы лечения, благодаря чему приобрела широкую популярность.

Развитие школы Кохо в период Токугава (1603-1867) стало отчётливым признаком возникновения в Японии новой уникальной системы лечения травами. Эта школа призывала к возврату к тексту III века «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» как к основе системы траволечения. Возвращение к истокам было распространённой тенденцией у значительной части образованного общества, как в Китае, так и в Японии. Однако в том, что касается медицины, в Японии это движение было гораздо радикальнее, чем в Китае, и привело к глубокому расколу между двумя направлениями лечения травами. Радикальное философское течение совпало по времени с изоляционистской политикой сёгуната Токугава. Строгие ограничения на внешнюю торговлю привели к значительному сокращению количества доступных трав из Китая и других стран.

Основатели школы Кохо понимали «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» следующим образом. Существует пять причин болезни: ветер, холод, сырость, жар и неправильное питание либо переутомление. Если организм находится под влиянием одного или нескольких из этих факторов, то затрудняется движение Ци, Крови или Влаги (это слово в терминологии традиционной китайской медицины обозначает все жидкости тела). Особенно важно движение Ци, потому что застой Ци затрудняет циркуляцию Крови и Влаги. При застое любой из трёх субстанций проявляются симптомы болезни. В зависимости от места застоя и силы сопротивления организма, болезнь подразделяется на шесть стадий: три стадии «ян» и три стадии «инь». Слова «инь» и «ян» применяются только в этой системе классификации. Примечательно для этой системы отсутствие следов теории пяти фаз (У-Син) и теории Инь и Ян органов. Диагностика осуществлялась с помощью осмотра, опроса о проявившихся симптомах, прощупывания брюшной полости и прощупывания пульса с целью определения очага и природы заболевания, а также оценки состояния затронутых органов. Затем, исходя из стадии заболевания, природы фактора, приведшего к заболеванию, и природы повреждения организма (Ци, Кровь или Влага) выбиралась подходящая формула.

Основатели школы Кохо высоко ценили «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом». По мнению некоторых исследователей, они понимали этот труд слишком упрощённо; однако ещё больше они упростили саму систему. Многие последователи школы Кохо считали, что пять причин болезней, упомянутые в «Трактате о заболеваниях, вызванных холодом», можно свести к единой причине. Например, один из основателей этой школы, Гэни Нагоя (1628-1696), рассматривал Ветер, Холод и Сырость как формы Холода. Тодо Ёсимасу (1702-1773) прошёл по этому пути ещё дальше. В трактате «Множество болезней – один яд» он утверждает, что все болезни происходят из-за проникновения яда в организм. Он полностью отвергал концепцию пяти патогенных факторов, способствующих возникновению болезней, также как и роли Ци, Крови и Влаги. По его мнению, для лечения болезни достаточно было выучить формулы, приведённые в «Трактате о заболеваниях, вызванных холодом», поскольку они позволяют лечить все недуги. Когда исчезает комплекс (чжэн, яп. сё) признаков и симптомов, связываемых с болезнью, то болезнь считается вылеченной. Он отстаивал метод диагностики по состоянию брюшной полости как средство оптимизации процесса диагностики. К диагностике по пульсу он относился скептически. По его мнению, несмотря на то, что можно различить некоторые характеристики пульса (например, поверхностный, глубокий, замедленный, ускоренный, скользкий и прерывистый), по его состоянию невозможно определить состояние пяти органов «инь». Эти идеи оказали очень сильное влияние на мир китайско-японской фитотерапии, ощутимое до сих пор.

Идеи Тодо Ёсимасу были подхвачены его студентами. В первую очередь слава за развитие учения Тодо принадлежит Ёдо Одаю (1799-1870). Нангай Ёсимасу (1750-1813) вновь ввёл в обиход теорию Ци, Крови и Влаги, и многие современные практики школы Кохо классифицируют формулы, исходя из их эффективности при ликвидации застоя этих субстанций. Например, отвар ветвей коричного дерева (Гуй Чжи Тан) применяется при застое Ци, отвар персиковых косточек для упорядочивания Ци (Тао Хэ Чэн Ци Тан) – при застое Крови, а порошок пяти ингредиентов с порией (У Лин Сан) – при застое Влаги.

Всё это свидетельствует о том, что в рамках школы Кохо уживается много разных теорий. Кроме того, в современной Японии работает много адептов школы Госэй. Их особенно много среди врачей, применяющих наряду с растительными лекарственными средствами и акупунктуру, поскольку теории каналов и пяти стадий болезни составляют основу акупунктурной практики, хотя некоторые адепты школы Кохо адаптировали «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» к нуждам акупунктуры. Однако наиболее часто встречающийся метод заключается в сочетании двух школ с применением формул и подходов, характерных как для той, так и для другой. Помимо этого, недавно многие современные китайские тексты были переведены на японский. Поэтому теперь современная практика традиционной китайской медицины также оказывает прямое влияние на китайско-японскую систему лечения травами.

Чаще всего в современной Японии используются экстракты трав, как правило, в форме порошка. Необработанные травы применяются реже, чем в Китае, и приготавливаются несколько по-другому. Обычно их кипятят в 600 мл воды в течение 30-40 минут, пока объём воды не уменьшится до 300 мл. Полученную жидкость делят на три дозы по 100 мл, которые принимают перед едой.

Из этого краткого рассказа видно, что при развитии традиционной системы лечения травами Китай и Япония шли разными путями. Следовательно, понимание и применение формул несколько различаются в зависимости от страны. Тем не менее, информация, представленная в данной книге, написанной на основании современных китайских источников, должна помочь в практике всем, кто применяет китайские прописи, и способствовать западным практикам постепенной разработке собственных традиций восточной медицины.


Выше приведен перевод небольшого раздела, посвященного истории и современному состоянию традиционной японской медицины из книги Dan Bensky and Randall Barolet, Formulas & Strategies, стр. 25-27.


Возврат к списку

Центр Традиционной Медицины СИНОФАРМ
Посетить наш центр
Каталог товаров и услуг